Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи

Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является социально-педагогическая поддержка и развитие одаренных детей как бесценного национального достояния и основного интеллектуального и творческого потенциала страны. Забота о талантливых детях сегодня рассматривается как забота о развитии науки, технологий, культуры и социальной жизни России в будущем.
Понимая значимость данного направления, Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в отличие от Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 (с последующими изменениями) «Об образовании» закреплен особый статус реализации образовательных программ и получения образования обучающимися, проявившими выдающие способности. Это свидетельствует о качественных изменениях в правовом регулировании отношений по работе с особым субъектом – обучающимися, проявившими выдающие способности.
В настоящее время, несколько упрощая, можно выделить несколько отчетливых тенденций, отражающих мировую практику работы с одаренными детьми.

  1. Работа с одаренными детьми – приоритетная государственная и общественная задача. Мир понял важность и даже неизбежность этой работы и сейчас уже есть все признаки конкуренции за тот «неотчуждаемый капитал», которым является человеческая одаренность. В работу с одаренными детьми постепенно вовлекаются все сферы общества, включая властные структуры.
  2. Творческий продукт – суть ожиданий от одаренных людей. Отметим, что при всех различиях концепций, мнений и национальных стратегий важным является не сама по себе одаренность как высокий уровень развития способностей и личности, а направленность личности на создание нового продукта. Важен конечный инновационный результат.
  3. Движение по всем направлениям работы с одаренными детьми и молодежью. Работа с одаренными детьми ведется в настоящее время по многим направлениям. Значительный интерес у исследователей и практиков вызывают разные типы (виды) одаренности, в том числе социальная и эмоциональная, практическая и, тем более, художественная. Судя по всему, можно уверенно говорить о преодолении старой (когнитивной) модели одаренности, которая сдерживала продвижение в этой области.
  4. «Незримый колледж» мира. Эта тенденция еще не вполне сформировалась, но уже очевидна: в отличие от промышленности, в проблематике одаренности нет секретности. Как следствие, сейчас устойчиво существуют:
  • постоянный обмен между странами опытом работы с одаренными детьми;
  • обучение одаренных иностранных учеников и студентов;
  • открытая публикация самых острых и свежих материалов практически по всем на­правлениям работы в этой области науки и практики;
  • международные конференции ученых, собирающие масштабное число специалистов;
  • летние и зимние школы для одаренных школьников разных национальностей, олимпиады и многое другое, необходимое для сотрудничества.